Главная |  | |
МБДОУ
"ДС "Снежинка"
п.г.т.Уренгой
}
Меню сайта

Полезные ссылки















































Повышение квалификации
ПЕДКАМПУС 

РИРО ЯНАО


Понимание ребенка.

Наблюдение и документирование процессов развития.

(выдержки и ООП МБДОУ)

 

Программа МБДОУ «ДС «Снежинка» нацелена на индивидуальное раскрытие и развитие каждого ребенка. Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Индивидуализация достигается за счет учета уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы ему возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого он наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим осуществляет планирование.

Систематическая и специально организованная (имеющая определенную цель и процедуру) педагогическая диагностика (особенно — педагогические наблюдения) — залог высокого качества выполнения программы МБДОУ «ДС«Снежинка».

Главная цель наблюдений — сбор информации, которая позволяет выработать индивидуальные цели развития детей и создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в детском саду, оказать поддержку на основе его индивидуальных интересов, возможностей и особенностей

Постоянное наблюдение за интересами детей и их деятельностью дает ответ на четыре основных вопроса, определяющих индивидуализированный подход к обучению.

1. Каков уровень готовности детей к содержанию и методамобучения?

2. Каковы интересы детей и что их особенно волнует сейчас?

3. С какими материалами дети могут работать более эффективно?

4. Каков индивидуальный способ познавательной деятельностиу каждого ребенка?

 

Наблюдение помогает воспитателю дать объективные ответы на эти вопросы, получить информацию о развитии каждого ребенка, понять, как дети взаимодействуют в группе, как воспринимают друг друга, и насколько образовательная среда группы соответствует индивидуальным потребностям каждого ребенка.

Следующий этап деятельности педагогов группы – переход от наблюдения и оценки к планированию программы образования каждого ребенка к разработке индивидуальной программы образования (ИПО).

Педагоги, работая в команде со специалистами и родителями, собирают информацию о детях и систематизируют ее. Затем эта информация анализируется, обсуждается с родителями и вносится в текущий план работы. Принимаются совместные решения по поводу индивидуальных целей и задач развития каждого ребенка и группы детей. При этом учитываются интересы и потребности конкретных детей. Реализация плана педагогами предполагает организацию деятельности с детьми, подбор методов, средств и материалов для достижения индивидуальных целей развития. И, наконец, заключительный этап цикла — оценка результатов и переход к новым наблюдениям. Используя результаты наблюдений за детьми, педагоги вносят в планы необходимые коррективы (планируют разнообразные виды деятельности детей, учитывают их потребности, способности, возможности, интересы и стили обучения, а так же вносят изменения в развивающую среду группы.

Педагогическая оценка индивидуального развития

Дети проходят через одни и те же стадии развития, но не все в одном и том же возрасте и, что очень важно, каждый — в своем собственном стиле. Предлагаемая в Программе система педагогической оценки развития и актуального состояния ребенка опирается преимущественно на данные наблюдений и сбор фактических свидетельств уровня развития детей и их индивидуальных особенностей.

Педагогическое оценивание включает оценку широкого спектра навыков, способностей и наклонностей во всех областях развития ребенка. Оценивается область параметров развития, которые необходимо систематически отслеживать в сфере социально- эмоционального развития.

В Программе предлагается система наблюдения и регистрации поведения детей. Ее цель состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в детском саду, оказать поддержку на основе его индивидуальных возможностей и потребностей. Результатом наблюдения является информация, которая позволяет выработать индивидуальные цели воспитания и обучения.

Цель развития — своя для каждого ребенка, поскольку дети обладают разным исходным уровнем развития, разными способностями, склонностями и интересами. В дальнейшем, опираясь на эти цели, педагог может, например, преобразовывать развивающую среду таким образом, чтобы вызвать у ребенка

 

интерес к освоению определенного содержания и тем самым создать новые возможности для развития.

Программа отводит наблюдению принципиально важную роль —изучение динамики изменения индивидуальных интересов и образовательных потребностей детей. Результаты наблюдений используются воспитателем, прежде всего, для того, чтобы изменить собственную деятельность (а не деятельность детей), сделать ее более адекватной изменяющимся интересам и потребностям детей.

Для того чтобы занятия с детьми соответствовали их индивидуальным и возрастным особенностям, наблюдения ведутся постоянно за каждым ребенком с тем, чтобы выявить его возможности, потребности, интересы, темперамент и стиль восприятия.

 

Основные методы сбора информации о ребенке

1. Систематическое структурированное наблюдение.

2. Описание случаев и регистрация эпизодов — короткие описания конкретных случаев.

3. Повествовательные или дневниковые записи (записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности), которые фиксируются в конце каждого дня.

4. Фотографии.

5. Аудиозаписи и видеозаписи, транскрипция речи.

6. Сохранение продуктов детской деятельности (рисунки, поделки, аппликации, вырезанные или вылепленные фигурки, написанные буквы, цифры, детские каракули)

7. Составление карты наблюдения, в которой перечисляются навыки и умения (ключевые компетентности).

8. Беседы с родителями, анкеты, вопросники.

9. Общение со специалистами (психолог, врач, логопед).

10. Записи родительских конференций.

11. Беседы и интервью с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей.

12. Рассказы детей.

13. Портфолио, или «Папки достижений».

14. Дневниковые заметки. Это краткие описания конкретных случаев, высказываний, поведения детей, на которые обратил внимание педагог, наблюдая за детьми (свидетельствуют об успехах, достижениях и проблемах детей, подгруппы или группы в целом). Дневниковые записи педагоги могут делать в специальных блокнотах, на бланках и карточках.

 

Чтобы получить полную и объективную оценку развития и актуального состояния ребенка, необходимо использовать:

 

  • Разные методы и техники сбора информации;
  • Различные источники информации;
  • Различные ситуации для повторения процедуры сбора информации.

 

Наблюдение представляет собой основной, самый важный метод сбора информации о детях в группе детского сада. Наблюдение — основа целенаправленного планирования и индивидуализации программы в соответствии с потребностями и интересами отдельных детей и группы. Наблюдение проводится систематически, регулярно и ненавязчиво, ведется за всеми видами деятельности и поведением ребенка любого возраста. Они проводятся за всеми детьми в разное время суток в течение всего года. В фокусе наблюдения находятся все центры активности группы, а также участок и помещения детского сада. Очень полезны наблюдения воспитателя во время визитов в семьи детей (предварительно согласованных с родителями).


Процесс наблюдения представлен на следующей схеме:

       Цель наблюдений – индивидуальное планирование, постановка целей и задач каждого ребенка, работа по осуществлению индивидуальной программы и наблюдение за прогрессом ребенка.

Карта наблюдений. Карта является наиболее формализованным методом наблюдения. В карте определены и описаны все параметры, подлежащие отслеживанию.

Благодаря своей внутренней строгой структуре карта наблюдений позволяет педагогу видеть и четко фиксировать развитие каждого ребенка по широкому спектру разнообразных и значимых для педагога направлений, держать под контролем как отдельные параметры, так и целостную картину прогресса.

Основные характеристики реальной оценки

Оценка требует соблюдения определенных правил, базируется на определенных принципах и имеет свою технологию и ограничения. Реальная оценка должна:

ориентировать воспитателя в его работе с ребенком;

вовлекать родителей в процесс образования ребенка и ориентировать в нем;

мотивировать и направлять действия ребенка, ориентировать его на социальные ценности, формировать позитивный образ «Я», способствовать становлению самооценки;

подчеркивать исследовательский характер педагогического процесса.

 

Чтобы выполнить эти функции оценка должна быть:

многомерна;

целостна;

непрерывна и кумулятивна;

критериально ориентирована;

нацелена на выявление сильных сторон ребёнка;

основана на действиях ребёнка в разнообразных ситуациях

 

открытого типа;

абсолютно понятна для воспитателей, родителей и детей.

 

Наблюдение и оценка помогают:

понимать чувства и мотивацию ребенка;

идентифицировать сильные стороны ребенка;

наблюдать взаимоотношения ребенка с детьми и взрослыми;

наблюдать личностные предпочтения и выбор;

наблюдать и фиксировать стиль обучения;

обеспечить обратную связь и поддержку;

определять потребность в раннем вмешательстве при работе с ребенком, испытывающим постоянные затруднения;

обеспечить профессиональную, объективную и честную оценку прогресса ребенка в обучении.

 

       Анализ результатов наблюдения за ребенком предполагает обмен информацией между воспитателями, родителями и детьми, обсуждение фактов со специалистами, уточнение информации при разговоре с ребенком (метод свободного интервью). С помощью взрослого ребенок учится самостоятельно оценивать себя (самооценка и рефлексия).

Результаты наблюдений регулярно обсуждаются с родителями каждого ребенка и используются для принятия совместных решений. Неотъемлемой частью диагностики является получение регулярной и персональной информации (преимущественно в позитивных тонах), которая основывается на результатах документальных систематических наблюдений за детьми.


Архив